СтройДом

строительная компания СтройДом

Строительная компания

+7 (905) 772-75-48

Японский стиль

В ландшафтной архитектуре японскому стилю отведено особое место. Впитавший мудрость тысячелетий, он до сих пор сохраняет присущую восточным культурам загадочность. Сегодня многим известно понятие «японский сад», но не все имеют о нем полное представление, хотя этот стиль популярен по всему миру и все больше специалистов занимается его изучением.

Японский садСады Востока обладают более чем трехтысячелетней историей. Важнейшее их отличие от западной концепции, рассматривающей сад в качестве места для отдыха, символа победы человека над природой, в том, что восточный сад создается для понимания сущности бытия, передачи будущим поколениям ценной информации и попытки разобраться в себе. Японские сады - непосредственное отражение материального и духовного богатства, неотъемлемая часть архитектурного ансамбля.

Важным элементом японской культуры, оказавшим влияние на ее формирование, является синтоизм. Особенность этого духовного течения в том, что у него нет основателя. Как большинство древних народов, японцы поклонялись окружающим их явлениям природы. Духи гор, огня, ветра, деревьев воспринимались ими как живая материя, взаимосвязанная с миром людей. Эта картина мира во многом перекликается со славянским языческим восприятием. В синтоизме человек рассматривается как неотделимая часть вечной природы, при этом сама жизнь и все живое обладает высшей ценностью и требует особо бережного отношения.

Определенное влияние на Японию оказали кросскультурные заимствования – в основном из религиозных течений Индии и Китая: даосизма, буддизма, конфуцианства. В I-II веках нашей эры в Китай из Индии пришло учение, в основе которого лежал особый способ познания – созерцание и медитация. Впоследствии оно дошло и до Японии, получив название «дзен». Смысл его заключается в осмыслении великой Пустоты, поэтому сады в стиле дзен состоят из минимума элементов, чем как бы подталкивают наблюдателя самостоятельно «достраивать» внутренний мир. Становление буддизма изменило политическую и национальную жизнь страны, что явно прослеживается и в садовом искусстве Японии этого периода (XI-XIII в).

Таким образом, японский стиль ландшафтной архитектуры является синтезом двух традиций – буддистской и синтоистской.

Ландшафтный дизайн в японском стилеОсновные принципы создания садов всегда несли огромный смысл и менялись в зависимости от места и цели сотворения. Японский сад устраивали так, чтобы в нем проходила непрерывная смена пейзажных картин – в отличие от китайского стиля, использовавшего акцентуализацию (к примеру, на беседке, скамье, груде камней и т.д.). Гармония достигалась путем минимализации (в условиях сада нередко становившейся контрастностью) и символизации.

Японский сад включал пять главных элементов, один из которых отображал духовную сферу, а четыре остальных – материальную: это камни, растения, вода и архитектурная составляющая. Находившийся в саду человек должен был как бы расшифровать смысл, заложенный мастером.

Само собой, особенное место в японском саду отводится вишневому дереву – сакуре. Время ее цветения – время созерцания красоты мира, размышлений о жизни. А то, что ее цветки опадают неувядшими, самураи считали символом стойкости. Слово «сакура» впервые появилось в «Кодзики» - «Записях о деяниях древности», крупнейшем памятнике древнеяпонской литературы, относящемся к VIII в. н.э. А «Манъёсю» («Собрание мириад листьев») - старейшая и наиболее почитаемая антология японской поэзии, содержит около 40 поэм о сакуре.

Ярчайшим примером символизма японского сада является один из трех садов Реан-дзи («храма Успокоенного дракона»). В нем, имея перед глазами только крупный песок с прочерченными продольными бороздами, группы камней и небольшие островки растений, зритель должен увидеть и бегущую воду, и отдыхающую птицу, расправившую крылья, и переправляющуюся вброд тигрицу с тигрятами…

От символических японских садов берут свое начало абстрактные. В них камень – особое творение природы. Абстрактные и символические сады близки и по виду, и по способам устроения. Однако принято считать, что первые не имеют природных аналогов. Поэтому каждый человек может его увидеть таким, каким покажет ему воображение, составив картинку из сезона, погоды и состояния души.

Стиль чайного японского сада окончательно сформировался, когда чайная церемония прочно вошла в японскую буддийскую культуру. Одним из первых популяризаторов этого искусства стал известный священник дзен Еисаи (1141-1215), после возвращения из Китая приложивший немало усилий для распространения чайной культуры. В то время чай в основном использовался в медицинских целях. Еисаи описал его целебные свойства. Впоследствии чай прочно вошел в ритуалы дзен-буддизма как напиток, помогающий укрепить духовную дисциплину во время долгих медитаций.

Первые чайные сады, устроенные по принципам «Садо» («Путь чая»), стали появляться в эпоху Момояма (период с 1568 по 1600 гг.). В то время Сен-но Рикю определил каноны и эстетические формы Садо. Исследователи считают, что тогда же в садах впервые стали использовать каменные чаши цукубай и каменные фонари. Посередине чаш были отверстия, которые выдалбливали капли воды за много тысяч лет. Место, где находили подобный камень, объявляли священным, и довольно часто там закладывали монастырь.

Японский садТакой сад для гостя является как бы подготовительным. Он создавал особое настроение, необходимое для постижения смысла этой церемонии, отвлечения от повседневной действительности, указания пути к познанию истины.

В отношении декора чайный японский сад обычно отличается от других стилей. Явно преобладают цветочные элементы, а подбор растительности происходит таким образом, чтобы сад в каждое из четырех времен года имел свой облик. Зимой снег мягко ложится на восковые цветки камелий, весной – сплетаются нежность сакуры и буйство азалий, летом гостя встречает лиловый дождь глицинии, а осенью – багрянец кленов и ягод нандины. То есть главная цель художественного замысла – продемонстрировать красоту природы в движении, в течение времени.

Существует несколько направлений устройства японских садов, но все они основаны на символизме и глубоком смысле. Его изучению можно посвятить всю жизнь…

ГлавнаяЛандшафтный дизайн → Японский стиль
СтройДом —
индивидуальное жилищное строительство, мощение дорожек, строительство заборов
ООО «СтройДом» © 2009—2017

Москва, Можайское ш., д.165 стр.1
e-mail: mail@polivai.ru

(905) 772-75-48
Яндекс цитирования